Все формы правления
1. Анархия (от греч. «без правителя») — общество, построенное на началах самоуправления, когда все вопросы решаются народными собраниями.
2. Аристократия (от греч. «знатнейший, благороднейшего происхождения» и греч. «власть, государство, могущество») — привилегированный класс общества, в основном состоящий из представителей самых благородных семей, знати.
3. Геронтократия (от греч. geron «старик» и греч. kratos «власть, государство, могущество») — принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим. Термин введён в начале XX века этнографом У. Риверсом. По его теории, геронтократия была свойственна аборигенам Австралии и некоторым народам Океании. Однако, по современным представлениям, особое положение старейшин в первобытном обществе является лишь одним из элементов организации верховной власти племён.
4. Демократия (греч. «власть народа») — вид политического устройства государства или политической системы общества, при которой законодательные и исполнительные функции осуществляются как через прямое народовластие (прямая демократия), так и через представителей, избираемых народом или какой-либо его частью (представительная демократия).
5. Имитационная демократия, или иначе управляемая демократия, манипулируемая демократия, декоративная демократия, квазидемократия, псевдодемократия — форма устройства политической системы государства, при которой, несмотря на формально демократическое законодательство и формальное соблюдение всех выборных процедур, фактическое участие гражданского общества в управлении государством и влияние общества на власть (обратная связь) мало или минимально. Имитационная демократия, как правило, имеет политическую систему с доминирующей партией.
6.Либеральная демократия (другое название — полиа́рхия) является формой общественно-политического устройства — правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав.
7. Представительная демократия — политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различными представительными органами, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.
8. Непосредственная демократия (прямая демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.
9. Буржуазная демократия — в «левом», особенно марксистском обществоведении обозначение формы политического строя, основанного на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан при реальном господстве буржуазии.
10. Деспотия — форма государственного устройства и правления, при которой вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Под этим словом также часто подразумевается тоталитарное правление, сопровождающееся репрессиями, подавлением гражданских свобод, контролем и слежкой за поддаными государства.
11. Джамахирия — форма общественного (некоторые специалисты полагают, что государственного) устройства, отличная от монархии и республики, обоснованная в Третьей Всемирной Теории Муаммара Каддафи и изложенная в первой части Зелёной книги.
12. Двоевластие — режим одновременного сосуществования двух властей в одной стране. Может быть как результатом острого политического конфликта, так и осознанным политическим институтом (два спартанских царя, два консула в Римской республике, два императора в поздней Римской империи). В последнем случае иногда применяется термин диархия (из греч.«два» и греч. «властитель, правитель»).
13. Диктату́ра
14. Военная диктатура — форма правления, в которой всей властью обладают военные, как правило, захватившие власть в результате государственного переворота.
15. Фаши́зм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») — как политологический термин, является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, их идеологии, а также возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа.
16. Клептокра́тия (от др.-греч. буквально «власть воров») — идеологическое клише, обозначающее такой политический режим, при котором основные государственные решения мотивированы, в первую очередь, непосредственной материальной заинтересованностью узкой группы лиц, эти решения принимающих.
17. Корпоратократия (англ. corporatocracy — «власть корпораций») — форма правления государством или политическая система, при которой власть осуществляется через могущественные и богатые компании. Существует мнение, что оружейные компании США, спонсируют политические партии, в связи с чем, несмотря на частые убийства граждан из огнестрельного оружия, политики не торопятся объявить оружие вне закона, а наоборот, пропагандируют вооружение среди ещё безоружных граждан, однако это не доказано.
18. Меритокра́тия (от лат. букв. «власть достойных») — принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального и экономического происхождения. Используется преимущественно в двух значениях. Первое значение термина соответствует системе, противоположной аристократии и демократии, в которой руководители назначаются из числа специально опекаемых талантов. Второе, более распространённое, значение предполагает создание начальных условий для объективно одарённых и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции.
19. Милитократия (от лат. militaris — военный и греч. κρατία — власть), казармократия — власть военных, военная диктатура, правление выходцев из военизированных структур.
20. Монархия (лат. monarcha от греч. μοναρχία — «единовластие») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и, как правило, передаётся по наследству.
21. Абсолютная монархия (от лат. absolutus — безусловный) — разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.
22. Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.
23.Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.
24. Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).
Древневосточная монархия — первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.
Феодальная монархия (средневековая монархия) — последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии.
Вотчинная монархия — монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.
25. Сословно-представительная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.
26. Нетокра́тия (англ. netocracy) — это новая форма управления обществом, когда основной ценностью является не материальные предметы (деньги, недвижимость и т. д.), а информация. Полноценный доступ к достоверной информации и манипуляции с ней обеспечивают власть над остальными участниками того или иного социума (общества, страны, государства).
27. Ноокра́тия (греч. νους, «разум» + греч. κράτος, «власть») — вид политического устройства или социальной системы общества, которая «основана на приоритете человеческого разума» при формировании ноосферы Земли согласно представлениям акад. В.И.Вернадского и французского философа Пьера Тейяра де Шардена.
28. Однопартийная система — тип политической системы, в которой единственная политическая партия обладает законодательной властью. Оппозиционные же партии либо запрещены, либо системно не допускаются к власти.
29. Олига́рхия (от др.-греч. oligos «немного» и arche «власть») — форма правления государством, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу.
30. Охлократия (от греч. οχλος — толпа и Κρατος — власть, лат. ochlocratia) — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов.
31. Плутокра́тия (греч. πλουτος — богатство, κράτος — правление) — форма правления, когда решения правительства определяются мнением не всего народа, а влиятельного класса богатых людей, при этом существует глубокое социальное неравенство и низкая социальная мобильность.
32. Респу́блика (лат. res publica, «общее дело») — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
33. Парла́ментская (парламента́рная) респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.
34. Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
35. Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой.
36. Теократия (от греч. θεος — Бог и κρατειν — управлять) — система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению — политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.
37. Технокра́тия (греч. τέχνη, «мастерство» + греч. κράτος, «власть») — социально-политическое устройство, при котором общество регулируется компетентными учёными и инженерами исходя из принципов научно-технической рациональности. На данный момент этот тип социально-политического устройства не осуществелён ни в одной стране мира в полной мере.
38. Тимократия (от др.-греч. τῑμή, «цена, честь» и κράτος, «власть, сила») — форма правления, при котором государственная власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом. Является одной из форм олигархии.
39. Тирания (греч. τυραννίς) — форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении. Также тирания — это форма политического устройства ряда средневековых городов-государств Северной и Средней Италии, то есть Синьория.
biofile.ru
Формы правления государства — Мегаобучалка
Форма правления (в общем виде) — организация высших ОГВ, их структура, порядок образования, компетенция.
Форма правления – совокупность способов организации верховной гос. власти и её распределение м/у центральными органами гос-ва, определяющими и характеризующиеся степенью участия народа в формировании этих органов (Баранов). Форма правления показывает, как организована верховная власть, кому и на каких началах она принадлежит, допущен ли народ к формированию гос. органов.
Основные формы правления:
1. монархия – вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха, который выполняет функции главы государства, законодательной, и во многом исполнительной власти, занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.
Формы монархии:
1. абсолютная (неограниченная) – некоторые монархии Среднего Востока – Саудовская Аравия.
Основной признак — отсутствие каких-либо ГО, ограничивающих полномочия монарха. Ей свойственны наличие постоянной армии во главе с монархом и государственной казны с системой постоянных податей, с зачатками таможенной системы, господство дворян. Ликвидируются или приходят в полный упадок сословные представительные учреждения, утверждается политическое и гражданское бесправие народа.
2. ограниченная (конституционная) – высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами
а) дуалистическая(ОАЭ, Монако, Австро-Венгрия в 19-20 веке) – власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.
Власть монарха при дуалистической монархии ограничена в законодательной области парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента и права абсолютного вето в отношении принимаемых законов. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха. формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная — у парламента.
б) парламентарная (Великобритания, Испания) конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет представительскую или церемониальную роль. Правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах и ответственно только перед ним. Лидер партии — становится главой правительства. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом.
Конституция формально относит к компетенции монарха широкий круг вопросов, но он не вправе решать их самостоятельно.
Существует институт контрасигнатуры, означающий, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена правительства.
В современных условиях есть нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через промежуток времени. В ОАЭ выборы монарха проводят раз в 5 лет.
Сословно-представительная монархия — форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Складывается в условиях политической централизации. Различные сословия представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты. Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали основы замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалась сословно-представительная монархия — форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Собор, парламент, Генеральные штаты и т.п.)
2. республика – форма правления, в ктрой органы верховной гос. власти, формируются на основе принципов срочности, выборности и сменяемости.
Классификация:
4) президентские – США. Президент является и Главой государства и Главой исполнительной власти. Действует жёсткая модель разделения властей. Парламент может отстранить Президента от должности. Президент обладает широкими полномочиями: объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, председательствует на заседаниях правительства, назначает членов Верховного суда и др.
5) парламентарные — Италия, Германия. Исполнительная власть формируется Парламентом. Правительство подотчётно Парламенту. Глава государства – Президент по поручению Парламента.
6) смешанные — полномочия по формированию Правительства и контролю его действий в той или иной степени разделяются между Президентом и Парламентом.
megaobuchalka.ru
Формы правления
- Подробности
- Категория: Государственное и муниципальное управление
Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.
При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.
При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земским собором в Российской империи). К ограниченным относятся сословно—представительная монархия и современная конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.
Республика – форма правления, при которой:
1) государственная власть передается народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти;
2) представительная власть сменяема, избирается на определенный срок;
3) законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.
Признаки республики:
1) выборность и сменяемость представительной власти;
2) коллегиальность правления;
3) подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.
Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские.
В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом давать отставку правительству, выразив ему недоверие, правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является главой государства, но не главой правительства. Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах.
Президентская республика – это форма правления, при которой президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.
eksdan.ru
Монархия.
Количество просмотров публикации Монархия. — 117
Монархия – форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха, который выполняет функции главы государства ,и законодательной, и во многом исполнительной власти, занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.
Юридические свойства монархии˸
1. во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда началу какой-либо монархической династии кладут выборы (дом Романовых в России).
2. монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя её по собственному праву
3. пожизненное и бессрочное пользование властью
4. в руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти
5. монарх выступает источником всякого права, только с ᴇᴦο волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от ᴇᴦο имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования
6. монарх персонифицирует государство, выступая от имени всего народа
7. на международной арене, в отношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство
8. за результаты своей деятельности монарх не несет юридической ответственности
9. монарх получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану.
Существуют 2 формы монархии˸
1. абсолютная (неограниченная) – некоторые монархии Среднего Востока – Саудовская Аравия.
Основной признак абсолютной монархической формы правления – это отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха. Ей свойственны наличие постоянной армии во главе с монархом и государственной казны с системой постоянных податей, с зачатками таможенной системы, господство дворян. Ликвидируются или приходят в полный упадок сословные представительные учреждения, утверждается политическое и гражданское бесправие народа.
2. ограниченная (конституционная) – высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами
а) дуалистическая – Австро-Венгрия в 19-20 веке. (Государственная власть носит двойственный характер, она фактически и юридически разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Управление страной осуществляет монарх, перед которым несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм состоит в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. В таких монархиях за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать министров и других должностных лиц, ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента).
Читайте также
Третьеиюньская монархия стала последней фазой эволюции российского самодержавия. В третьеиюньской политической системе причудливо сочетались элементы нового и старого, черты парламентаризма и черты классического самодержавия. Преобразования, проведенные в период… [читать подробнее].
Предпосылки национального стремления к независимости в Бразилии к началу XIX в. были несравненно слабее, чем в испанских колониях. Недовольство финансовой политикой метрополии, особенно в отношении золотодобычи (на которой в конце XVIII в. вырос мощный новый класс богатейших… [читать подробнее].
К середине XVIII в. государственный и правовой строй абсолютной монархии в ряде крупных и средних стран Европы приобрел новые особые черты. Эти черты были взаимосвязаны с многочисленными и почти единовременными реформами административных учреждений, судебной системы и… [читать подробнее].
Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В средние века она стала… [читать подробнее].
Монархия (от греч. monarhia – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха ( короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха, как правило, передается по наследству и считается… [читать подробнее].
С восшествием на престол нового монарха – Карла Х (1824) – в политике правительства усилились реакционные тенденции. Были приняты законы о суровых преследованиях за посягательства на предметы религиозного культа (либералы окрестили его «достойным XV века»). Бывшим… [читать подробнее].
Выборы в III Государственную Думу состоялись в соответствии с избирательным законом от 3 июня 1907 г. Большинство получили октябристы (св. 150 мест) и черносотенцы (147 мест), кадеты вместе с близкими к ним группами получили 104 места. Председателем стал – Александр Иванович… [читать подробнее].
Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось и право, которое в странах Древнего Востока имело ряд общих черт. В частности, оно открыто закрепляло социальное неравенство, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов. Вне зависимости от… [читать подробнее].
На Западе сословно-представительная монархия как характерная средневековая форма государства возникла в момент оформления сословий, с выходом на историческую арену буржуазии. Горожане (купцы, крупные ремесленники, предприниматели) вместе с духовенством и светскими… [читать подробнее].
Особенности сословной структуры. В XIII в. соотношение социальных и политических сил в стране продолжало изменяться в пользу усиления начал централизации и концентрации всей власти в руках монарха. В качестве непосредственных вассалов короля бароны несли многочисленные… [читать подробнее].
referatwork.ru
что это такое? Характеристика и примеры таких стран
Давайте попробуем разобраться, что такое абсолютная монархия.
Определение: абсолютная монархия – это строй, при котором вся полнота государственной, а в некоторых случаях и религиозной власти сосредоточена в руках одного человека (король, император, султан, эмир). Глава государства концентрирует в себе функции законодательной, исполнительной, судебной власти, является главнокомандующим армии.
Отличительные черты и особенности абсолютной монархии
Отличительными чертами абсолютной монархии являются:
- централизация всех властных полномочий;
- жесткая иерархическая структура государственного управления;
- наследный характер передачи власти;
- власть монарха не может быть ограничена.
В Европе расцвет абсолютизма пришелся на XIV – XVI века. В современном мире также сохранились несколько государств с неограниченной властью.
Как форма правления абсолютная монархия появилась во времена Древнего Египта, Древнего Китая. Там вся полнота власти была сосредоточена в руках императора и фараона. Они были верховными судьями, главнокомандующими армий. Некоторые историки считают, что форму правления в древних государствах можно отнести к деспотии, а не к абсолютизму в современном его понимании.
Основы абсолютизма были заложены еще в Древнем Риме. Известна формула римского юриста Ульпиана – Государь не связан законами (источник: Википедия). В Европе большой вклад в формирование абсолютной монархии внес Никколо Макиавелли. В своих трудах он описал теоретические основы и особенности неограниченной власти монарха.
Особенностью абсолютизма в Средние века и в настоящее время, например, в Ватикане, являлось обожествление власти монарха. Это было выражено в церемонии одобрения (коронации) короля или царя в церкви. Связано это с тем, что в то время влияние церкви было огромно. Она доминировала во всех областях общественной жизни.
Абсолютная монархия в Европе
Появление абсолютизма в Европе было обусловлено изменением общественных отношений. К примеру, во Франции власть фактически принадлежала крупным землевладельцам (королю принадлежало только около 30% земель). Сословно-представительные органы имели неограниченное влияние на короля. Землевладельцы могли заставить короля принять любой закон, который им был выгоден. С развитием городов появляется новый класс буржуазии. Непрекращающиеся войны приводят к увеличению расходов. Появилась необходимость объединения, установления сильной власти.
Централизацию власти поддержали представители церкви. В тот период произошло слияние государства и церкви. Практически все посты в органах власти занимали священнослужители.
Земли переходят в собственность государства, сословно-представительные органы теряют свое влияние, развивается новая иерархия власти. Появляется регулярная армия, органы правопорядка. Законы, издаваемые королем, обязательны для исполнения по всей территории страны. Города утрачивают право на самоуправление, градоначальники назначаются королем.
По мере развития экономических отношений неограниченная монархия утратила свое значение, стала препятствовать дальнейшему росту благосостояния буржуазии. Возникшие противоречия привели к смене абсолютной монархии на конституционную, например, в Великобритании, и насильственному свержению государя, например, во Франции.
Отличительными чертами неограниченной монархии в Великобритании было сохранение функций парламента, отсутствие регулярной армии, разветвленного аппарата управления на местах.
В Германии и Италии (так как централизованные государства формировались позже) неограниченная монархия выражалась во власти местного князя.
В России абсолютная монархия (самодержавие) просуществовала до начала XX века.
Современные государства с абсолютной монархией
В настоящее время сохранились несколько государств с такой формой правления. Это:
- Ватикан – теократическое государство, вся власть в котором принадлежит главе католической церкви — Римскому Папе.
- Королевство Саудовская Аравия, согласно основному закону государства, является теократической абсолютной монархией, хотя номинально власть короля может быть ограничена нормами и правилами шариата.
- Королевство Свазиленд – в руках короля сосредоточена исполнительная власть. Номинально высшим законодательным органом является парламент страны, однако, фактически он исполняет только консультативную функцию.
- ОАЭ – государство, объединяющее в форме федерации, несколько эмиратов с абсолютной властью монарха. Президентом федерации является эмир Абу-Даби, а премьер-министром – эмир Дубая. Высший совет, в который входят все эмиры стран ОАЭ, является верховным органом в стране.
- Султанат Бруней – тоже является теократическим государством с неограниченными полномочиями султана. В стране номинально существует парламент, однако, состоит он только из родственников султана.
- Султанат Оман можно охарактеризовать как классическую абсолютную монархию. В руках султана Омана сосредоточена вся полнота власти. Он является премьер-министром, министром иностранных дел, финансов, обороны и исполняет обязанности директора Центрального банка страны.
- Эмират Катар – в государстве действует Конституция, согласно которой страна является абсолютной монархией. Эмир единолично назначает всех членов правительства и консультационного совета.
obrazovanie.guru
Монархии, их характерные признаки и виды
Монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет пожизненно, выполняя и функции главы государства, и функции законодательной, а во многом и функции исполнительной властей, контролируя правосудие и местное самоуправление.
Монархическая форма правления, т.е. «персональное единовластие» — весьма древняя форма правления. История государственности была преимущественно историей монархий, и в ходе ее эта форма правления существенно видоизменялась.
Процесс развития современного мира свидетельствует о сокращении числа монархий. После второй мировой войны провозглашены республики во многих ранее монархических государствах. Например, Болгарии, Румынии, Венгрии, Греции, Италии, Афганистане, Эфиопии и некоторых других странах. В 1993 г. на референдуме было отвергнуто предложение о восстановлении монархии в Бразилии.
Вместе с тем, восстановление монархической формы правления в Испании и результаты референдума в Австралии в 1999 г. о приверженности монархии, свидетельствует, что данная форма правления не является нечто «устаревшим». Тем более, что монархиями являются не менее шестой части государств современного мира.
Этим и обусловлен большой интерес науки к данной форме государственного правления. Выработаны, довольно четко, юридические признаки характеризующие монархию. Хотелось бы их выделить.
Исходя из определения, указанного выше, монархия отличается следующими признаками:
1) существованием единоличного носителя верховной власти — монарха, который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;
2) наследственный порядок преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;
3) тем, что монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;
4) отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.
Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа и т.д. Он осуществляет единоличное правление. Естественно, это означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Собственно управление делами государства ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным, принципиальным государственным вопросам.
Монарх, как было отмечено, имеет бессрочную и пожизненную власть. Это отнюдь не означает, что только естественная смерть монарха может прервать его полномочия. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливается заранее. История изобилует примерами, когда неугодные монархи оказывались свергнутыми, убитыми, замененными другими лицами.
Монархическая власть отличается порядком своей легитимацией. Она — эта власть, как правило, передается по наследству. В разных странах устанавливается различный порядок наследования власти (например, наследование только по мужской линии, наследование власти по старшинству наследников и т.д.). Общим же является тот факт, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз и навсегда установленном порядке.
И, наконец, монарх считается свободным от ответственности. Но «безответственный» монарх — это отнюдь не человек, не заботящийся о державе и пустивший все на самотек. Таких в истории встречается немного. Монарх, как правило, не несет конкретной ответственности за результаты своего правления, а за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают его советники, другие чиновники. Впрочем, история знает примеры и таких ситуаций, как правило, революционных, когда монарха народ привлекал к ответственности.
Монархию как форму правления характеризуют не только юридические, но и социально-психологические признаки. Власть монарха воспринимается как нечто божественное, а монарх — как человек, осененный божьей благодатью, наделенный властью от бога. К примеру, королевская семья в Иордании является прямыми потомками пророка Мухаммеда. Здесь следует отметить, что монархом не может стать любой человек общества, а представитель правящей династии, сложившейся в ходе исторического развития. Об этом забывают политические лидеры некоторых государств, носящие иные наименования, но фактически обладающие властью и статусом монарха. Это дает основание многим ученым говорить о новой форме правления.
Поскольку особенности устройства верховной власти тоталитарного государства, отмечает Л.И. Спиридонов, не охватываются ни понятием монархии, ни понятием республики, эти признаки дают основание для выделения третьего вида формы правления — формы правления тоталитарного государства.
Таким образом, монархия как форма правления — это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологического состояния общества.
Как отмечалось выше, история государственности была по преимуществу историей монархий. Вот почему первым основанием классификации монархий является их разделение по тем историческим эпохам, в которых они существовали и существуют. Большинство авторов прибегают к данному основанию классификации монархий. К примеру, В.Н. Хропанюк выделяет следующие исторические виды монархий: древневосточная; древнеримская; феодальная (средневековая), в которой выделяется три периода развития — раннефеодальная, сословно-представительная и абсолютная; конституционная; парламентарная.
Л.И. Спиридонов классифицирует монархии по историческим эпохам на следующие виды: восточно-деспотические, основанные на азиатском способе производства; античные (рабовладельческие), в число которых входят рабовладельческие государства, выросшие на основе классической древности; феодальные к которым относятся раннефеодальные, сословно-представительные и абсолютные; буржуазные, в которых власть короля ограничивается конституцией и парламентом и которые подразделяются на дуалистические, когда монарх сохраняет всю полноту исполнительной власти, и парламентарные, когда монарх как глава исполнительной власти ограничен в правах.
Весьма обоснованную классификацию исторических видов монархий выработали В.Л. Кулапов. Ими отмечается, что среди монархий эпохи рабовладения значительное распространение получили восточные деспотии, которые, будучи прообразом неограниченной монархии, представляли собой такую форму правления, при которой вся полнота власти принадлежала наследственному монарху, деспоту, единолично управляющему страной при опоре на сильный военно-бюрократический аппарат.
При феодализме монархия занимала доминирующее положение. Ее основными разновидностями называются раннефеодальная монархия, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная монархия и абсолютная монархия.
Отмечается, что раннефеодальная монархия создавалась в процессе завоевания и передела территорий, формирования крупных земельных собственников. Монархия периода феодальной раздробленности завершила процесс феодализации земель и населения.
Развитие товарно-денежных отношений, консолидация средних и мелких земельных собственников, а затем и горожан в борьбе против феодальной раздробленности привели к созданию единой, централизованной сословно-представительной монархии, в которой формально полновластный монарх осуществлял управление, опираясь на собрание представителей господствующих сословий.
Укрепление экономически и политически независимой центральной власти, создание единого, иерархически построенного государственного аппарата, сильной армии, подчиненной монарху, привели к формированию абсолютной монархии.
Монархия как форма буржуазного государства стала в значительной степени лишь отражением национальных традиций государственного строительства. Власть монарха в буржуазной (парламентарной, конституционной) монархии ограничена законом и парламентом. Он царствует, но не правит.
Классификация видов монархий по историческим периодам дает возможность видеть динамику развития монархической формы правления. Вместе с тем, многими учеными предлагается классификация, основанная на общих (основных) признаках монархий.
Так, А.Б. Венгеров, подразделяет монархию на неограниченную (абсолютную) и ограниченную, в том числе конституционную.
В.Е. Чиркин выделяет три основных разновидности монархии: абсолютную, дуалистическую, парламентарную.
Абсолютная монархия в ее «чистом» виде является достоянием прошлого (рабовладельческий и феодальный периоды) и характеризуется сосредоточением всей полноты власти в руках монарха. В настоящее время безконституционная монархия сохранилась лишь в отдельных странах (султанат Оман).
Многие государства с этой формой правления приняли конституции и создали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.). Однако по существу такие монархии продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции этих стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют лишь консультативный характер.
Абсолютная монархия, как и прежде, является формой господства феодальной и полуфеодальной знати, хотя ныне оно и связано не с обладанием землей и властью над зависимыми крестьянами, а с присвоением с помощью государственного аппарата ренты на минеральные ресурсы (нефть), объявленные государственной собственностью.
Развитие и усиление класса буржуазии в XVIII-XIX в.в. в Европе привели к ограничению власти монарха и замене абсолютной монархии дуалистической. Последняя представляла собой компромисс растущей буржуазии и еще сильного дворянства. В дуалистической монархии создается парламент, который обладает законодательной властью; законы не могут издаваться помимо парламента. Управление государством возглавляет король, он формирует правительство (совет, кабинет министров), ответственное только перед ним, парламент не может путем вотума недоверия или иным способом отправить правительство в отставку. Король к тому же имеет указанные полномочия: его указы могут регулировать многие сферы жизни и не нуждаются в одобрении парламентом. Король имеет право отлагательного вето по отношению к законам парламента и право роспуска последнего.
Такая форма правления существовала в свое время в Германии, Турции, Таиланде, Ливии и других странах. В настоящее время в «чистом» виде она уже почти не существует (кроме мелких государств, Брунея, Бутана), но фактически пережитки дуалистической монархии сильны в Иордании, Марокко, Непале и некоторых других государствах.
Укрепление позиций буржуазии, рост численности и влияния «среднего» класса повлекли за собой установление парламентарной монархии. При такой форме правления монарх является главой государства, символом нации, но не возглавляет государственное управление и не занимается им. Правительство (лидера правительства, премьер-министра) он назначает по указанию парламента из состава партии или коалиции партий, имеющих большинство в парламенте или его нижней палате, права вето по отношению к актам парламента он не имеет или не применяет его в течение длительного времени, в связи с чем сложилась норма обычного права и неприменении вето.
Названные разновидности монархической формы правления отражают только основную классификацию. Определив государство как монархию или как республику, мы узнаем о нем очень немного. Республики различаются по формам, и монархии столь же разнообразны. Встречаются формы правления, которые нельзя отнести ни к республикам, ни к монархиям.
Еще Н. Макиавелли писал, что все государства, все державы, обладавшие или обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно. Последние могут быть либо унаследованными, либо новыми». Он имел в виду страны, где отсутствуют и признаки республики и законная (старая) монархическая династия.
В современных условиях прежние градации, сложившиеся в XIX в. изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и «гибридные» формы правления. К примеру, В.Е. Чиркин называет такие разновидности монархической формы правления как «монархическая республика» и «республиканская монархия».
В ходе исторического развития были своеобразные «зигзаги» в развитии форм правления. В некоторых государствах, вопрос о принципах формы правления во многом утратил свой прежний смысл. Так, например, Муссолини, сохранил конституционную монархию в Италии как форму правления, однако вся полнота власти бесконтрольно и бессрочно осуществлялась правящей партией во главе с дуче.
В фашисткой Германии с республиканской формой правления Гитлер был объявлен пожизненным вождем и канцлером страны, и даже дано право назначить себе преемника.
Также республики социалистической и капиталистической ориентации (преимущественно в Африке) с однопартийной системой и провозглашенной конституциями руководящей ролью одной партии мало сохраняли подлинно республиканских черт.
Разделение на монархии и республики, а их внутренняя классификация на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую, парламентарную и, отчасти, смешанную республики всегда имели и имеют довольно жесткий характер.
Указанные выше критерии для различения форм правления и ныне сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира. Но на их базе, путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные раннее формы, причем эта тенденция набирает силу: «чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах, как правило, соединяют разные черты.
Говоря о смешанных («гибридных») формах правления, необходимо отметить, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия).
Такие модификации форм обусловлены, на взгляд ряда российских ученых, несколькими причинами.
Во-первых, практика последних десятилетий показывает, что для управляемости государством важно не только и, может быть, не столько разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов, сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства.
«Говоря о важности и перспективности теории разделения властей, не следует, однако, преувеличивать ее возможности, идеализировать и абсолютизировать ее значение. Не следует забывать при этом, как показывает исторический и современный политический и правовой опыт многих государств, что далеко не все они официально исповедовали и исповедуют в своей повседневной жизнедеятельности принцип разделения властей».
Во-вторых, «чистые» формы правления могут иметь ряд недостатков, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Примером тому может служить появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монистических республик в Африке. Парламентарной же республике, часто присуща нестабильность деятельности правительства: частые правительственные кризисы, отставки.
В-третьих, возникновение смешанных («гибридных») форм связано с распространением и восприятием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, влиянием гуманистических идей и институтов.
И, наконец, изменения в форме правления, появление смешанных черт связаны с давлением и борьбой прогрессивных сил (например, появление новой конституции Непала, 1990 г.).
Как отмечалось выше, глава государства в монархии — наследственный и пожизненный. Монарх практически не избирается. Но в истории были случаи выбора монарха. Но это происходило тогда, когда прекращалась династия.
Примером могут служить выборы царя в России в 1613 г.
Вместе с тем в современных условиях есть такие монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система существует в Малайзии и Объединенный Арабских Эмиратах. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства — монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако эти государства остаются монархическими, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, а только один из «местных монархов».
В приведенном выше примере, речь шла о монархиях, которые имеют республиканский признак — систематическую выборность главы государства. Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен элемент монархии — несменяемость главы государства. Речь идет не просто о чрезвычайном усилении власти и появлении суперпрезидентских республик, а о республиках президентско-монистических.
В суперпрезидентских республиках конституции предусматривали юридическое переизбрание главы. В отличие от суперпрезидентских президентско-монократические республики существовали при однопартийной системе, их конституции предусматривали пожизненных президентов, «руководителей государства».
Начало данному явлению положено в Индонезии в годы правления президента Сукарто, а затем последовала социалистическая Югославия. Согласно ст. 220 Конституции 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента И. Броз Тито. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркос на Филиппинах. Но стоило ему решиться на выборы, как проиграл их. В 60-80-х годах пожизненными президентами провозгласили себя главы государств в Уганде, Тунисе Малави, Экваториальной Гвинеи и ряда других стран, а пожизненный президент Центральной Африканской Республики стал императором.
Впоследствии почти все они были свергнуты в результате военных переворотов. Лишь президент Туниса Бургиба был смещен конституционным путем в возрасте 84 лет, после заключения медицинского консилиума о его неспособности выполнять обязанности президента. В настоящее время, остались лишь несколько пожизненных президента — в Малави, Кубе, КНДР. Причем, в последней стране сын президента уже при жизни отца провозглашен его преемником.
Гукепшоков Мурат Хасанбиевич
www.jourclub.ru
это отблеск прошого в современном мире :: BusinessMan.ru
Монархическая система управления государством имеет давнюю историю. Первые монархии появились примерно в IV-III тысячелетиях до н. э. К ним относились цивилизации Древнего Востока – Шумерское царство, Египет и др. Но и сегодня в мире насчитывается не один десяток монархий, в числе которых Великобритания, Япония, Саудовская Аравия и др.
Понятие и виды монархий
Монархия — это система правления, при котором вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека – монарха. Истории известны разные титулы единоличных правителей, к ним относятся король, император, хан, эмир, султан и другие.
Существует две классификации монархий. Первая разделяет системы правления по объему ограничений: конституционная и абсолютная; вторая – по традиционному устройству: древневосточная, феодальная и теократическая. У каждого вида существуют свои особенности, но некоторые из них являются универсальными и присутствуют в любом случае.
Общие признаки для всех видов монархий
Можно выделить четыре основных общих признака:
1. Срок правления. Монархия – это политическое устройство, при котором во главе государства находится пожизненный правитель, и он руководит страной до самой смерти. Причем начать правление он может в малолетнем возрасте при регентстве другого человека. Передача власти происходит только после смерти повелителя.
2. Юридический иммунитет. Монархи обладают полной неприкосновенностью. К ним не применяется действующее в стране законодательство, они сами — закон.
3. Передача власти. Как правило, трон передается по наследству. Сам процесс его передачи в каждой монархии имеет свои особенности, но чаще всего это происходит по отцовской линии. Преимущество отдается ближайшим родственникам, однако, если таковых нет, следующим монархом может стать и достаточно дальний родственник.
4. Символ. Монарх является лицом государства. В современном мире такой титул скорее является данью традиции и не связан с реальной законодательной и исполнительной властью. К таким примерам относится европейская монархия: Великобритания и Дания.
Виды монархий по объему ограничений
Эта классификация разделяет все монархии на два вида:
1. Абсолютная монархия. Правитель государства имеет ничем не ограниченную власть. В его руках может быть сконцентрирована законодательная, исполнительная и судебная системы. Помимо этого, религиозная деятельность тоже может контролироваться монархом. Абсолютизм зародился в средневековой Франции и относится к годам политической активности Людовика XIV и кардинала Ришелье. Считалось, что монарх являлся помазанником Божьим и Его посланником на Земле. Глубоко верующее население развитого средневековья верило в сверхъестественную исцеляющую силу короля.
2. Конституционная монархия. Этот вид является наиболее демократическим и прогрессивным. Здесь выделяются парламентарная и дуалистическая модели. При первой деятельность монарха ограничивается парламентом. По сути, сам правитель не имеет права ничего сделать без его одобрения. Монарх является просто символом государства и данью традиции. При дуалистической модели принятие решений правителя ограничивается соответствующим министром.
Виды монархий по традиционному устройству
При такой классификации выделяется три вида монархий:
1. Древневосточная. Это самая ранняя система, появившаяся в древнейших цивилизациях. Монарх выступал в роли связующего звена между богами и людьми, поэтому мог вмешиваться и диктовать свою волю в любых ситуациях, даже касающихся личной жизни подданных. Помимо религиозных дел правитель контролировал экономическую систему и хозяйственный сектор. В решении вопросов монарх руководствовался знаниями и опытом советников, число которых могло быть достаточно велико.
2. Феодальная монархия – это система государственного устройства, последовавшая за древневосточной. В раннее средневековье такие правители брали власть в свои руки с помощью силы. Подвластные территории могли быть достаточно обширными, поэтому для удобства в управлении и в целях укрепления порядка монарх отправлял в регионы наместников, из которых позже начало формироваться дворянство. В эпоху расцвета средневековья те самые наместники усилили свою власть и стали практически полновластными правителями земель короля. Это время и характеризуется многими историками как эпоха феодальной раздробленности. После этого в некоторых странах появилась сословно-представительная монархия, ограничивающая в своих действиях правителя, однако не всегда она выполняла свою функцию. Чаще всего там находились люди, подвластные в своих решениях королю. В конце концов большинство стран перешло к абсолютной монархии.
3. Теократическая. Верховным и полновластным правителем государства в этом случае является религиозный лидер. Монарх в одних руках держит все три ветви власти.
Русь – Русское царство – Российская империя
Монархия в России зародилась в период становления единого государства. На Руси князья обладали неограниченной властью, передающейся по наследству. В годы правления Ивана IV началась трансформация в абсолютную монархию, завершился этот процесс при Петре Великом. Во времена первых Романовых существовала представительная монархия в лице Боярской Думы.
Монархии в современном мире
В настоящее время в мире существуют как абсолютные монархии, так и конституционные. Первых осталось всего 6, последних — на порядок выше. В общей сложности в мире насчитывается 43 монархических государства. И можно сделать вывод, что этот вид общественного управления еще не изжил себя. Монархия — это форма правления, которая еще не одно десятилетие будет существовать в политических системах многих государств мира.
businessman.ru